Развиваем речь детей
(консультация для родителей)
Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что « в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе необязательно устраивать для этого некую школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.
Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.
Мы предлагаем вам использовать словесные игры, игры – путешествия, занимательный материал. Дети откроют для себя удивительный мир слов, задумаются над их значением. Поддержите интерес ребенка к слову, играйте в слова. Ребенок легче освоит чтение и письмо.
Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучения может придать сюжет, включение задания «рассказать» в игру на темы: магазин, фотовыставка, киоск открыток, музей, экскурсия и др. В игре используются такие приемы, как постановка проблемных вопросов (почему? когда? а что если); превращение высказываний ребенка в рассказ; подсказ начала фразы; рассказ по аналогии (взрослый рассказывает по одной картине, ребенок – по другой);предложение взрослого рассказать о чем – либо игрушке: утенку Кряку, кукле Алене. Сочиняйте рассказы, считалки – взрослый начинает, ребенок продолжает. Играйте в добавлялки:
В реке большая драка – поссорились два …(рака). Или:
Ра – Ра – Ра – начинается …(игра).
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Старшие дошкольники охотно инсценируют детские сказки и заимствуют из них образные выражения, меткие слова, обороты речи. Учите детей внимательно слушать, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки. Можно нарисовать рисунки к сказке, озаглавить ее. К этому же циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок. Почему так говорят? Учите употреблять их в своей речи.
Используйте упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого. «О ком можно сказать в е с е л ы й? в е с е л а я ?
Используйте скороговорки. Сперва отчетливо повторите ее в медленном темпе. Запомните ее. Затем повторяйте ее в быстром темпе. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок повторит скороговорку.
На шестом году жизни активно протекает процесс усвоения ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного и родительного падежей существительных). Ребенок осваивает новые формы грамматического изменения новых слов.
Для этого сочиняйте рифмовки, используйте сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мишке для прогулки ?», «Что изменилось?», «Где я был?». В этих играх расширяется словарь детей.
Знакомьте детей с многозначными словами, объясните значения слов. (какой бывает ключ, язык). Составьте с ними предложения.
Учите детей подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением – взрослый называет родовое понятие слов (овощи, мебель), дети – слова, относящиеся к данному понятию.
Обогащайте словарный запас детей антонимами – водящий называет слово, а участники - слова с противоположным значением (добрый – злой, аккуратный – неряшливый).
Учите детей выделять общий признак в словах, развивайте умение обобщать, выделять лишнее слово (голубой, красный, спелый ).
Закрепляйте названия основных цветов - «Что бывает оранжевое? Красное?»
Учите детей вести диалоги, выразительности речи в ходе диалога. Разыгрывайте немые диалоги, учите детей «читать по губам». «Ваша мама что - то говорит вам через витрину магазина (вы стоите на улице), вы ее не слышите, но догадываетесь «.
Подводите детей к понятию «однокоренные слова» (снег, снежок, снежный). Выигрывает тот, кто правильно и много подберет однокоренных слов. После чтения стихотворения попросите детей назвать родственные слова.
Учите определять слово по его значению. «Как назвать сильную метель. снежную бурю? (вьюга).
Развивайте находчивость, быстроту реакции в игре «Подскажи словечко». «Ворона каркает, а сорока?»
Закрепляйте названия видов транспорта, назовите наземный, подземный, водный и т.д. «Кто больше назовет профессий, связанных с транспортом». Вспомните звуки улицы. Какие звуки слышите утром, вечером, днем? (В – в – в (ветер свистит), ш – ш – ш (шуршит трава под ногами)…
В этим возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми целесообразно проводить игры и упражнения на образование названий профессии - «Назови рабочие профессии», по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие, такие как «Что ты делаешь», «Почта» (дети называют действия – глаголы).
Закрепляйте в играх названия различных предметов. « В магазин привезли товары. Какие товары ты поместишь в отделы «Посуда», «Электроприборы» Выигрывает тот, кто называет товар последним.
Обогащайте словарь детей названиями животных «У волчицы появились …
«У лисы …», названиями жилищ животных, птиц, насекомых (улей, логово, скворечник). За ошибочные ответы дети отдают фанты. У кого больше отобрали фантов, тот проиграл.
Активизируйте в речи детей названия деревьев, кустарников, трав, луговых и полевых цветов, названия съедобных ягод и грибов, ядовитых грибов и ягод. «Какие ягоды, грибы ты возьмешь в лукошко?»
Учите узнавать людей по стилю речи – взрослый произносит фразы соответствующим тоном и жестами и предлагает ребенку угадать, кто это говорит. А затем ребенок пробует загадывать такие загадки взрослому.
Учите узнавать предметы по описанию. «В зоопарке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него темно – коричневая. Лапы мощные, с когтями. Хвост почти не виден. Морда вытянутая, с черным носом» (медведь).
Развивайте у детей речевой слух, учите звуковому анализу слов. Привлекайте внимание детей к звуковому составу слов, знакомьте с буквами.
«Назовите слова, начинающиеся со звука (А)». «Кто больше вспомнит слов, заканчивающихся звуком (О)». В игре «Звук заблудился» взрослый читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов. Например:
На поляне весной
Вырос зуб ( дуб) молодой.
Учите произносить звуки в слове в обратном порядке в игре «Наоборот».
Из слова ЛЕЙ – название дерева, из слова ТОК – домашнее животное.
Играйте в превращения со словом, заменяя первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова (СОМ – ДОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ …).
Замените второй, третий звук.
Учите детей составлять предложения из заданных слов.
Такие упражнения позволяют ребенку в элементарной форме осознать словесный состав предложения и сделать произвольным процесс его составления
Упражняйте детей в составлении как можно больше слов из букв одного слова ( здоровье – вор, зов, вздор, вред …)
Преобразовывайте слова, изменяя один звук ( хлеб – хлев, краска – каска).
Учите сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом – взрослый читает стихи, дети добавляют слово:
Надоело нам скучать
Мы пошли … (озорничать)!
Зрительные и пространственные представления букв развиваются в игре «Начерти в воздухе» - один ребенок чертит в воздухе как будто мелом буквы, а остальные отгадывают, какую букву он написал. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.
Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!
Успехов вам, дети и взрослые!