Среда, 27.11.2024, 21:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МДОУ "Детский сад "Колосок" с.Вятское

Меню сайта
Форма входа
Умные мысли!

Развиваем речь детей (консультация для родителей)

Развиваем речь детей

(консультация для родителей)

 

       Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что « в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе необязательно устраивать для этого некую школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

        Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.

       Мы предлагаем вам использовать  словесные игры, игры – путешествия, занимательный материал. Дети откроют для себя удивительный мир слов, задумаются над их значением. Поддержите интерес ребенка к слову, играйте в слова. Ребенок легче освоит чтение и письмо.

       Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучения может придать сюжет, включение задания «рассказать» в игру на темы: магазин, фотовыставка, киоск открыток, музей, экскурсия и др. В игре используются такие приемы, как постановка проблемных вопросов (почему? когда? а что если); превращение высказываний ребенка в рассказ; подсказ начала фразы; рассказ по аналогии (взрослый рассказывает по одной картине, ребенок – по другой);предложение взрослого рассказать о чем – либо игрушке: утенку Кряку, кукле Алене. Сочиняйте рассказы, считалки – взрослый начинает, ребенок продолжает. Играйте в добавлялки:

В реке большая драка – поссорились два  …(рака). Или:

Ра – Ра – Ра – начинается …(игра).

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

     Старшие дошкольники охотно инсценируют детские сказки и заимствуют из них образные выражения, меткие слова, обороты речи. Учите детей внимательно слушать, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки. Можно нарисовать рисунки к сказке, озаглавить ее. К этому же циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок. Почему так говорят? Учите употреблять их в своей речи.

     Используйте упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого. «О ком можно сказать в е с е л ы й? в е с е л а я ?

      Используйте скороговорки. Сперва отчетливо повторите ее в медленном темпе. Запомните ее. Затем повторяйте ее в быстром темпе. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок повторит скороговорку.       

     На шестом году жизни активно протекает процесс усвоения ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного и родительного падежей существительных). Ребенок осваивает новые формы грамматического изменения новых слов.

     Для этого сочиняйте рифмовки, используйте сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мишке для прогулки ?», «Что изменилось?», «Где я был?». В этих играх расширяется словарь детей.

     Знакомьте детей с многозначными словами, объясните значения слов. (какой бывает ключ, язык). Составьте с ними предложения.

     Учите детей подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением – взрослый называет родовое понятие слов (овощи, мебель), дети – слова, относящиеся к данному понятию.

     Обогащайте словарный запас детей антонимами – водящий называет слово, а участники -  слова с противоположным значением (добрый – злой, аккуратный – неряшливый).

     Учите детей выделять общий признак в словах, развивайте умение обобщать, выделять лишнее слово (голубой, красный, спелый ).

     Закрепляйте названия основных цветов -  «Что бывает оранжевое? Красное?»  

     Учите детей вести диалоги, выразительности речи в ходе диалога. Разыгрывайте немые диалоги, учите детей «читать по губам». «Ваша мама что - то говорит вам через витрину магазина (вы стоите на улице), вы ее не слышите, но догадываетесь «.

     Подводите детей к понятию «однокоренные слова» (снег, снежок,  снежный). Выигрывает тот, кто правильно и много подберет однокоренных слов. После чтения стихотворения попросите детей назвать родственные слова.

     Учите определять слово по его значению. «Как назвать сильную метель. снежную бурю? (вьюга).

    Развивайте находчивость, быстроту реакции в игре «Подскажи словечко». «Ворона каркает, а сорока?»

    Закрепляйте названия видов транспорта, назовите наземный, подземный, водный и т.д. «Кто больше назовет профессий, связанных с транспортом». Вспомните звуки улицы. Какие звуки слышите утром, вечером, днем? (В – в – в (ветер свистит), ш – ш – ш (шуршит трава под ногами)…

     В этим возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми целесообразно проводить игры и упражнения на образование названий профессии -  «Назови рабочие профессии»,  по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие, такие как «Что ты делаешь», «Почта» (дети называют действия – глаголы).

   Закрепляйте в играх названия различных предметов. « В магазин привезли товары. Какие товары ты поместишь в отделы «Посуда», «Электроприборы» Выигрывает тот, кто называет товар последним.

   Обогащайте словарь детей названиями животных «У волчицы появились …

«У лисы …», названиями жилищ животных, птиц, насекомых (улей, логово, скворечник). За ошибочные ответы дети отдают фанты. У кого больше отобрали фантов, тот проиграл.

    Активизируйте в речи детей названия деревьев, кустарников, трав, луговых и полевых цветов, названия съедобных ягод и грибов, ядовитых грибов и ягод. «Какие ягоды, грибы ты возьмешь в лукошко?»

    Учите узнавать людей по стилю речи – взрослый произносит фразы соответствующим тоном и жестами и предлагает ребенку угадать, кто это говорит. А затем ребенок  пробует загадывать такие загадки взрослому.

    Учите узнавать предметы по описанию. «В зоопарке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него темно – коричневая. Лапы мощные, с когтями. Хвост почти не виден. Морда вытянутая, с черным носом» (медведь).

    Развивайте у детей речевой слух, учите звуковому анализу слов. Привлекайте внимание детей к звуковому составу слов, знакомьте с буквами.

«Назовите слова, начинающиеся со звука (А)». «Кто больше вспомнит слов, заканчивающихся звуком (О)».  В игре «Звук заблудился» взрослый читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов. Например:

     На поляне весной

     Вырос зуб ( дуб) молодой.

     Учите произносить звуки в слове в обратном порядке в игре «Наоборот».

Из слова ЛЕЙ – название дерева, из слова ТОК – домашнее животное.

    Играйте в превращения со словом, заменяя первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова (СОМ – ДОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ …).

Замените второй, третий звук.

    Учите детей составлять предложения из заданных слов.  

 Такие упражнения позволяют ребенку в элементарной форме осознать словесный состав предложения и сделать произвольным процесс его составления

    Упражняйте детей в составлении как можно больше слов из букв одного слова ( здоровье – вор, зов, вздор, вред …)

     Преобразовывайте слова, изменяя один звук ( хлеб – хлев, краска – каска).

     Учите сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом – взрослый читает стихи, дети добавляют слово:

      Надоело нам скучать

      Мы пошли … (озорничать)!

      Зрительные и пространственные представления букв развиваются в игре «Начерти в воздухе» - один ребенок чертит в воздухе как будто мелом буквы, а остальные отгадывают, какую букву он написал. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

     Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

     Успехов вам, дети и взрослые!