№1 Звук Р
1. Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
2. Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трусики, трудный.
3. Игра «1-2-5» (согласование числит. с существ) со словами:
трубка, трубка, трап.
№2 Звук Р
1. Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
2. Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка,
пе-трушка.
3. Игра «Запомни-повтори».
Травка, матрос, труд, патрон.
4. Повтори: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
№3 Звук Р
1. Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
2. Слова (без ударения на слоге): тр-а-ва, тр-ам-вай, трамплин, траншея, тропа, утро, труба, трусы, гетры, метры, хитрый, утро, театры, отруби, отрывать.
3. Счет 1-10: труба, трамвай.
№4 Звук Р
1. Слова: завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струна, струя, стружка, острый, пестрый, центры, костры, министры.
2. Проговаривание предложений: У Петра много друзей. На траве не видно тропки. В трамвае сидят трое. У метро кинотеатр для детей. Трофим несет ведро с водой.
3. Игра «Запомни повтори»: завтрак, строка, хитрый, быстро.
№5 Звук Р
1. Слоги: а-а-тр-р-р, о-о-тр-р-р, у-у-тр-р, ы-ы-тр-р, я-я-тр-р, ё-ё-тр-р,
и-и-тр-р, е-е-тр-р.
атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр
итр-етр-ятр ытр-атр-отр етр-итр-ютр
2.Слова (с обратными слогами тр): те-атр-р, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр.
3.Слова )с прямыми слогами тр): др-ап, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, вёдра, пудра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кедры, щедрый.
4. Проговаривание предложений: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас в центр.
№6 Звук Р
1. Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-
ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр
ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр
2. Слова (с ударением на слоге):
ар вар дар жар пар шар парк март комар пожар самовар
ор бор сор хор двор корм морж торт горка форма тормоз
ур бур шнур бурный куртка шкурка дежурный Мурка абажур
ыр сыр дырка фыркать Таймыр
яр ярко ярче доярка
ёр ёрш бобёр актёр ковёр боксёр шофёр костёр чёрный пятёрка
юр юрта юркий
ер верх верба верно мерка шерсть первый персик офицер
ир мир пир тир кефир мундир командир пассажир
№7 Звук Р
1. Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-
ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр
ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр
2.Слова : арбуз, артист, повар, сахар, барсук, карман, огурцы, шнурки, кирпич, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, чердак, чернила.
3. Проговаривание предложений: Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир.
4. Запомни и повтори: - Егор, Егор, укажи свой двор!
- А вон мой двор, голубой забор.
№8 Звук Р
1. Слоги: р-р-ра, р-р-ро, р-р-ру, р-р-ры
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра
ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры
2. Слова:
ра рак ура гора дыра жара нора детвора гараж жираф карась
ро рот Рома роза роща перо урок герой горох пирог мороз
ру беру руки ручка русый Маруся русский кукуруза
ры рысь рыба рыжик рынок шары топоры комары корыто
2. Счет 1-10: баранка, ворона, корова.
№9 Звук Р
1. Слова: Ира, Юра, Вера, Жора, работа, ракета, рассказ, муравей, барабан, парус, рука, ручей, ружьё, румяный, горы, куры, пожары, актёры, шофёры, боксёры, помидоры, самовары, рыбаки, пёрышко.
2. Проговаривание предложений: Рома идет на урок. У Тамары карандаш. У Веры шары и у Мары шары. На рынке продают разные фрукты. С горы бежит ручей проворный. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор.
3. Заучивание поговорки: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
4. Подели на слоги (с отхлопыванием): радуга, макароны, рыжик, пирамида, кукуруза, рысь.
№ 10 Звук Р
1. Слоги: гра-гро-гру-гры, агр-огр-угр-ыгр, рга-рго-ргу-ргы, арг-орг-ург-ырг.
2. Слова: град, грамм, графин, градусник, грамота, граната, граница, игра, гром, громко, грохот, грохотать, грозный, груша, груз, грузди, грузить, разгружать, виноград, тигр, фотограф, фотография, фотографировать.
3. Счет 1-10 – градусник, груша, грузовик.
4. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Разгружать грузовик. Слушать, как грохочет гром. Играть на трубе.
5. Заучивание скороговорки:
В небе гром, гроза. Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
№ 11 Звук Р
1. Припоминание слов на «Р»: а) в начале слова; б) в середине; в) в конце.
2. Слова: рупор, температура, оркестр, размер, тротуар, барометр, трактор, разговор, квартира, храбрый, фарфор, раствор, термометр, конструктор, скороговорка, маршрут, аэродром, литература.
3. Составление предложений со словами (см. выше), проговаривание их.
4. Счет 1-10 – трактор, скороговорка, конструктор, оркестр, квартира.
5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы. Он, Она, Они): Проговаривать скороговорки. Конструировать трактор. Маршировать по дороге с оркестром.
6. Заучивание скороговорки:
Проворонила ворона воронёнка.
№ 12 Звук Р
1. Отгадай слово: .ысь, забо., .ыба, .ак, .уки, ша., .обот, па., .адио, .адуга, .ыбак, ша.ы, теат., масте., .акета, ка.тон, .убашка, со.няк, со.т. .адость, па.к.
2. Словосочетания: трудный урок, огромный город, другая сторона, рой комаров, громадный пароход, мокрая трава, острый топор, черная смородина, крутая гора, сорная трава, старое перо, горная тропинка, серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, кружевной узор, морская рыба, ровная дорога, дровяной сарай, царский трон, ровный пробор, пёстрая рубашка, старший брат, черный грач, упругая пружина, открытая фрамуга, срочный груз, барабанная дробь, верный друг, старая дружба, круглое ядро.
3. Счет 1-10 – морская рыба, дровяной сарай, верный друг.
№ 13 Звук Р
Перескажи текст.
Ворона и рак.
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.
Хитрый рак хвалит родителей вороны: « Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!» - «У-гу!», - второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их.» - «А-га!» - радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро. (Л. Толстой)
№ 14 Звук Р
Проговаривание, заучивание на выбор.
Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра!
И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ.
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот разобьёт весь хоровод.
Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:
Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,
Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,
Торт, народ, дорога, друг…
Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».
Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок – красный маленький флажок.
№ 18 Звук Р
Учим: Базар.
Повар Макар
Ходил на базар.
Торговец Захар
Продавал самовар.
Торговала Федора
Продавала помидоры.
Огурцы и картошку
Горошек и морковку.
Приготовит на обед
Варвара винегрет.
№ 15 Звук Р
Русские народные скороговорки.
Пошёл спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Поменяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
На воротах сорока, на заборе ворона.
На дороге воробей клюёт конопель.
На дворе трава, на траве дрова:
Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Шли три Назара, встали у базара да заговорили
Про Прокопа, про Прокопиху и
Про маленьких Прокопиных Прокопенят.
№ 16 Звук Р
Русские народные скороговорки:
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора.
Не вместит двор дров. Выходи дроворуб Дрон.
Надо дрова выдворить, на дровяной двор выдворить.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры.
До поры остры топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола лес топором рубили,
Лес в дровишки превратили.
Пришел Прокоп – кипит, ушёл Прокоп – кипит укроп,
И при Прокопе – кипит укроп, и без Прокопа – кипит укроп.
№ 17 Звук Р
Скороговорки:
Бились лбами у забора два быка,
Прободали в шумном споре все бока.
Без разбора били – лбы себе разбили.
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры – там на грядках помидоры.
Сорока-белобока садится на забор,
Сорока-белобока заводит разговор.
Шёл баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Ищу себе смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без ропота.
Привёз Дрон во двор дров гору.
№ 18 Звук Р
Учим: Базар.
Повар Макар
Ходил на базар.
Торговец Захар
Продавал самовар.
Торговала Федора
Продавала помидоры.
Огурцы и картошку
Горошек и морковку.
Приготовит на обед
Варвара винегрет.
№ 2 Звук РЬ
1. Слова: январь, сухарь, фонарь, дикарь, янтарь, календарь, словарь, пескарь, глухарь, пахарь, пекарь, писарь, токарь, слесарь, снегирь, богатырь, теперь, поверь, корь, Тверь, Игорь, Сибирь, якорь, горько, зорька, серьги.
2. Счет 1-10 – богатырь, снегирь, глухарь.
3. Шутка «Снегири»:
Снегири-снегирики на дворике у двери.
Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад, то от них услышал:
– Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша.
4. Выбрать слова на звук «РЬ» из шутки.
5. Родственные слова: снегирь - …. ; глухарь - … .
№ 3 Звук РЬ
1. Слова: три, тринадцать, тряпка, трюм, тридцать, трибуна, треска, ястреб, стрела, стрелять, стремя, дрессировать, иллюстрировать, матрешка, дряхлый, дремать, Андрюша, Андрей, крем, кресло, крик, крепкий, крякать, электричество, греть, грелка, гречка, грядка, грязь, гриб, грива, гребень, погремушка.
2. Счет 1-10 – матрешка, гриб, гребень, погремушка.
3. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Тараторить скороговорки. Дрессировать зверей в цирке. Дремать в кресле январским вечером.
4. Заучивание скороговорки:
Как большой сидит Андрюшка на ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка – погремушка с бубенцом.
5. Выделение и проговаривание слов со звуком «РЬ» из скороговорки.
№ 6 Звук РЬ
Предложения:
Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. Ребята бегут по бревну. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Римма и Игорь рисуют березы. Арина приводит комнату в порядок. Моряк уходит в рейс. Отряд перешел речку по бревну. Боря нарезал редис. Утренняя зарядка сберегает здоровье. На берегу реки деревянная пристань. Порядок бережет время. В ведре варятся подберезовики. С лодырем поведешься – горя наберешься. Во дворе ребята играют в прятки. Марина грибы мариновала. Сережа смотрел книгу о богатырях. Буренка ест репу и брюкву.
№ 5 Звук РЬ
1. Словосочетание: горькая редька, вареный рис, речная переправа, деревянная рейка, пареная репа, кудрявый парень, утренняя зарядка, редкое решето, нарядные ребята, средний ряд, беспорядок в передней, резной терем, рюкзак туриста, жареные грибы, кривое дерево, неприступная крепость, приветственная речь.
2. Счет 1-10 – резной терем, рюкзак туриста.
3. Родственные слова: береза – березонька, березовый, березовик, подберезовик, березняк.
№ 9 Звук РЬ
Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки.
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки, под столом ремень и брюки.
На полу – рубаха, Николай – неряха.
Машет варежкой зима – чудо совершается:
Все деревья и дома в шубы наряжаются.
Где была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что видала при дворе?
Видала киску на ковре…
№ 11 Звук РЬ
Птица-синица куда-то стремится, несет телеграмму она.
А в телеграмме маме и папе: «Встречайте сыночка-слона.
Приеду к вам в среду, приеду с рассветом.
Приеду к вам в гости с невестою Светой!»
Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли.
Но однажды буква «А» в гости к рыбкам приплыла.
И сейчас же у реки появились рыбаки.
Рыбкам сразу стало ясно: с буквой «А» дружить опасно.
У реки росла рябина, а в реке росла рябила.
Посредине – глубина, там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь, называется пескарь!
№12 Звук РЬ
Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко, что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж, - если снимок не пришлёшь».
Уже большой Сережа, ему четвертый год,
А мыться сам не может, все время нянек ждет.
Котёнок удивляется:– Какой позор и срам!
Недавно я родился, а умываюсь сам!
Прошу вас, не надо съезжать по перилам:
Вы можете в зубы попасть к крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
№ 13 Звук РЬ
1. Выучить, назвать родственные слова:
Грибная пора наступила в лесу. Вылет был и перелет,
Грибы я в корзинке из леса несу. А потом уже прилет.
Вот гриб-боровик, вот другие грибочки Прилетел мой самолет
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке. Сел на севере на лед.
2. Разделить текст на предложения, выделить их интонацией:
В реке рыбы, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках дочурки нарядная кукла, на столе лежат очки, коньки готовят к зиме, тетрадки всегда содержатся в порядке.
№ 14 Звук РЬ
Русские народные скороговорки.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Березка коренистинькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершине – высококудреватенькая.
Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича,
Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по три тетерева.
№ 7 Звуки Р-РЬ
1. Слова-паронимы: рад – ряд, ров – рёв, рысь – рис, пар – парь, брак – бряк, удар – ударь, горка – горько, зорко – зорька, жар – жарь, хор – хорь, круг – крюк.
2. Образование прилагательных с ласкательным значением: серый – серенький, старый – старенький, добрый – добренький, хмурый – хмуренький, бурый – буренький.
3. Счет 1-10 – дирижер, портрет, репродуктор, режиссер, оранжерея, радиоприёмник, регулировщик, стерилизатор.
4. Спряжение в настоящ. вр. (Я. Ты. Мы, Вы. Он. Она, Они): Ремонтировать радиоприёмник. Репетировать на сцене театра. Дирижировать оркестром.
№ 15 Звуки Р, РЬ
Тексты для пересказывания.
Река. У нас в городе протекает река Волга. Наша река широка и красива. По реке ходят пароходы. Они перевозят грузы и разные товары. На берегу реки пристань. К нашей пристани пристают пароходы из других городов.
Гроза. Стоит жаркая погода. Ребята идут за грибами в руках у них корзинки. Под березами много грибов. Ребята собирают грибы в корзины. Надвигается черная туча. Гремит гром. Скоро пойдет дождь. Надо торопиться домой. Дети бегут по дороге друг за другом. Скоро и дом. Мама встречает детей у порога. Дождь проходит. На небо выходит красивая разноцветная радуга.
№ 1 Звук Л
1. Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):
ал бал вал мал пал зал
ол бол вол мол пол зол
ул бул вул мул пул зул
ыл был выл мыл пыл зыл
ил бил вил мил пил зил
ел бел вел мел пел зел
ял бял вял мял пял зял
2. Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.
3. Чистоговорки:
Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол.
Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.
4. Игра «1-2-5-6-7-10» со словами: пенал, стул, зал.
№ 2 Звук Л
1. Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
2. Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка – палки, булка - ….
3. Счет 1-10 со словами (см. выше).
4. Скороговорки:
Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул.
Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.
5. Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.
6. Стихотворение «Скакалка»
Очень любит Галка веселую скакалку,
Скок да скок! Галке не жалко ног.
А бывает жалко веселую скакалку.
– Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.
№ 3 Звук Л
1. Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз)
ла лаз лак лапа лампа лавка
ло лоб лом лось лодка ложка
лу лук луч лужа Луша луковица
лы лыко лыжи лыжник
2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,
ма – лыш, у – лыбка.
3. Чистоговорки:
ла-ла-ла-ла – наша девочка мала
лы-лы-лы – подмети полы
№ 4 Звук Л
1. Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.
2. Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.
3. Счет 1-10 – одеяло, акула, лошадь, малыш.
4. Учим:
Зима.
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все – на лыжи и коньки!
5. Выделение слов со звуком «Л».
6. Подбор родственных слов: лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.
№ 5 Звук Л
1. Слова: палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.
2. Счет 1-10 калоши, наволочка, малыш, водолаз.
3. Слова на «Л» из скороговорки, деление их на слоги (игра «Телеграф»): 1слог – мел; 2слога – белка, …; 3слога – зашептал.
№ 6 Звук Л
1. Учим:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Б елой даже не была.
2.Учим:
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый зашептал:
– Я не бегал, я скакал!
№ 7 Звук Л
1. Слоги: кла-кло-клу-клы, акл-окл-укл-ыкл, лка-лко-лку-лкы, алк-олк-улк-ылк.
2. Слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, клоун, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.
3. Игры с этими словами – «Телеграф»(деление слов на слоги), «Запомни и повтори»(4-5 слов), «Счет 1-10» - клубника, клоун, клавиши.
4. Составление и проговаривание предложений по данному образцу (с притяжательным прилагательным «Клавин»): Это Клавин класс. Это Клавина клумба. Это Клавино мыло.
5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку.(в настоящ. врем.).
6. Заучивание скороговорки: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.
№ 8 Звук Л
1. Слоги: сла-сло-слу-слы, асл-осл-уол-ысл, лсо-лсу-лса-лсы, алс-олс-улс-ылс, зла-зло-злу-злы.
2. Слова: слон, слонёнок, слониха, слоник, слоновый, слоновник, слово, слоги, слух, случать, заслуга, слышать, Слава, сладкий, слабый, послать, злой, злоба, узлы.
3. Выделение и проговаривание родственных слов.
4. Счет 1-10 – слон, слониха, слоненок, слоник.
5. Заучивание серии стихов о слонах:
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.
Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.
Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.
№ 9 Звук Л
1. Слоги: гла-гло-глу-глы, абл-обл-убл-ыбл, лпа-лпо-лпу-лпы, алф-олф-улф-ылф.
2. Слова: платье, платок, плакат, платан, пластик, пластилин, пластмасса, плавать, пловец, заплатка, плов, плохо, пломба, плов, плыть, каблук, блокнот, хлопать, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза, гладиолусы, гладкий, гладить, глупый, глубокий.
3. Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний: Голубой, -ая, ое. Белый, -ая, -ое. Глупый, -ая, -ое. Пластмассовый, - ая, -ое. Глубокий, - ая, ое.
4. Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Заблудиться в глухом лесу. Полоскать голубое платье в холодной воде. Полоскать белый халат в холодной воде.
№ 10 Звук Л
1. Учим:
По оврагам ехал лыжник,
По сугробам ехал лыжник,
По дороге ехал лыжник
И наехал на булыжник.
2. Счет 1-10:
Голубое одеяло, смелый салдат.
№ 11 Звук Л
1. Назвать птиц, животных, в названиях которых слышится звук «Л»: голубь, ласточка, глухарь, щегол, дятел, галка, перепел, соловей, орел, иволга, сокол, лунь.
Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.
2. Скороговорки: Сел и все съел. Около кола колокола. Дятел сидел на елке и долбил щелки. Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. В уголок Аленка села, у Аленки много дела. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал. Котик ниток клубок укатил в уголок. Потап кота по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. Милая Мила мылась с мылом, намылилась и смыла – так мылась Мила.
№ 12 Звук Л Проговорить, выучить по выбору.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его, наконец-то, отмыло!
Жил – был Забыл.
Где жил? – забыл.
Где был? – забыл.
Что ел? – забыл.
Что пил? Забыл.
Прыгало, прыгало, пугало, пугало на одной ножке
В лес по дорожке не доскакало – ворон увидало.
Испугалось, растерялось, да так и стоять осталось.
№ 13 Звук Л Проговорить, выучить по выбору.
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло.
– Что ты плачешь, наша Мила? – Я выплакиваю мыло.
Веник пол подметал, веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг на стул.
Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала – начинай сначала.
Мышка весело жила, на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало, но всё мышке было мало.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата галчата молчат.
№ 16 Звук Л Проговорить, выучить по выбору.
Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.
От того, кому молол – получал ватрушки.
От того, кому не молол – получал по макушке.
Чтоб кормили лапы волка и зимой не мёрзли долгой,
Волк у волка шерсть чесал – волчьи варежки вязал.
Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.
Плясала, плясала по дому метла.
Полы подмела от угла до угла.
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.
Молоток стучал, стучал, стучал, гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком – получилась полка.
Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.
№ 17 Звук Л
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко.
Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.
По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:
Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.
Мама мыла Милу мылом, маме мыла не хватило,
Мама в лавочку сходила, только мыла не купила.
– Ладно, мой меня без мыла, – улыбнулась маме Мила.
Это было б очень мило – вымыть Милочку без мыла,
Только кончилась вода. Вот беда!
№ 18 Звук Л
Русские народные скороговорки:
У ежа и у ёлки иголки колки.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,
А работы не нашёл, он заплакал и пошёл.
№ 19 Звук ЛЬ
1. Слова: липа, лимон, лиса, лицо, лист, лето, лебедь, лес, лев, лейка, лента, лесник, лепёшка, лестница, люди, люк, малина, качели, телега, колесо, колено, полено, олень, палец, улей, балет, тюлень, билет, котлеты, валенки, василек, теленок, самолет, поляна.
2. Образование полных имен: Толя – Анатолий, Лена – Елена, Илюша – Илья, Леша – Алексей, Леня – Леонид, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Валя – Валентина, Галя – Галина, Лева – Лев, Люда – Людмила, Аля – Алевтина, Оля – Ольга.
3. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Лепить оленя. Поливать лилии. Клевать клюкву.
4. Счет 1-10 – телега, тюлень, теленок, колесо.
№ 20 Звук ЛЬ
1. Слова: пыль, ель, мель, шаль, сталь, даль, моль, боль, ковыль, бутыль, фасоль, соболь, кольцо, пальто, пальма, мальчик, ельник, плеть, клен, клей, след, блеск, клещи, плечи, клетка, слепой, клюв, ключ, слюда, клюква, плита, слива, глина, шляпа, фляга, туфли, вафли, калитка.
2. Запомни и повтори: липа – ель- тополь- клен.
3. Подбор названий деревьев и кустарников со звуком»ЛЬ»: тополь, липа, клен, калина, малина.
4. Словообразование относительных прилагательных от названий деревьев и кустарников: Аллея (какая?) кленовая, липовая, калиновая, тополиная. Лист (какой?) кленовый, липовый, калиновый, тополиный. Полено (какое?) кленовое, липовое, калиновое, тополиное. От названий ягод: «Какой компот?» - из малины, из калины, из клюквы.
№ 21 Звук ЛЬ
1. Слова: улица, поле, цыплята, козлята, коляска, пилюли, малютка, спальня, мельница, сливки, хлеб, хлев, капля, сабля, пляска, белье, колья, Ольга, шпилька, сильный, будильник, сельдь, умельцы, мотылек, кошелек, салют.
2. Спряжение в настоящем времени (Я, Мы, Вы, Ты, Он, Она, Они): Лепить из пластилина. Любить лимонад.
3. Родственные слова: белка – бельчонок, беличий, бельчата, белочка.
4. Притяжательные прилагательные: лиса – лисий хвост, лисья морда, белка - … , волк - … .
5. Назвать детенышей животных:
У льва – львята, у лисы - … , у лягушки - … , у лебедя - … , у тюленя - … ,
у косули - … .
№ 22 Звук ЛЬ
1. Запомнить стишки, назвать родственные слова:
Слов «ленивый», «лень», «лентяй» никогда не забывай.
Только лень свою забудь и лентяем ты не будь.
Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах?
Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты?
Белый, беленький, белить – маляром хочу я быть.
От побелки и покраски станут домики как в сказке.
2. Скороговорки:
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Коля колет колья.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Неделю Емеле прясть короб кудели.
А Емелиной дочке прясть одну ночку.
№ 23 Звук ЛЬ Проговорить, выучить по выбору.
Воду лили, лили, лили, поливали. Ляленьку купали.
Самолет, самолет, он готов уже в полет,
Полетит он над полями, полетит он над лесами.
Эти вишни, эти слива сами мы сажали,
Эти кустики малины сами поливали.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Сели, посидели, взвились, полетели,
Песенки запели.
Листья сыплются дождем, под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Все летит. Должно быть это улетает наше лето.
Листопад, листопад, опустел и лес, и сад.
№ 24 Звук ЛЬ Проговорить, выучить по выбору.
В магазине Валеньке покупают валенки,
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька –
Оказались валенки на нее малы.
Зиму всю мели метели – клены, липы поседели…
А весной повеселели, зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели – ветки лапами согрели.
Ледоход, ледоход! Раскололся зимний лед.
Может это ледокол по Москве-реке прошел?
Нет, большие ледоколы никогда не ходят тут.
Это от лучей веселых льдины скользкие бегут.
№ 25 Звук ЛЬ Проговорить, выучить по выбору.
Целый день лежит тюлень и лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья.
Глупый маленький теленок только вышел из пеленок.
Вот тебе косыночка, ты теленок Зиночка.
Метели летели, летели метели,
Стелили в долинах из снега постели.
Кружили, мели, завывали метели,
Над лесом, над полем гудели и пели.
Метели летели, метели плясали,
Леса и поляны в снега пеленали.
Калины и липы, клены и ели
Заснули, застыли под белой метелью.
№ 26 Звуки Л-ЛЬ
1. Слова-паронимы: юла – Юля, лук – люк, мел – мель, был – быль, угол – уголь, цел – цель, мол – моль, пыл – пыль, дал – даль, коли – колы, вали – валы, вили – выли, галька – галка, полка – полька, Поля – пола, ель – ел, лисий – лысый, полынь – павлин, улыбка – улитка.
2. Различение «Л» - «ЛЬ» на слух и в произношении:
а) ля, ла, ло, ели, осль, слу, шла, шли;
б) лом, лед, калина, калитка, колос, колеса, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.
3. Образование прилагательных с ласкательным значением: белый – беленький, теплый – тепленький, светлый – светленький, целый – целенький, голый – голенький.
4. Счет 1-10 – ловкая, веселая белка; большой, злой волк.
№ 27 Звуки Л-ЛЬ
1. Слова: лоб – лед, лов – Лёва, пилот – полет, колосья – колеса, слон – силен, кулачок – светлячок, игла – земля, глазки – коляски, хлыст – лист, слышать – слишком.
2. Договаривание предложений о ловкой, веселой белке и большом, злом волке: В лесу прыгала с ветки на ветку веселая, ловкая белка. По лесу бегал большой, злой волк. Мы увидели в лесу (веселую, ловкую белку или большого, злого волка). Мы подошли поближе к …. Мы любовались … и возмущались … . Мы рассказали о … и о … .