Планирование образовательной работы в ДОУ
В связи с введением ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельностью. Что же такое планирование? По определению Логиновой В.И. «Планирование – заблаговременное определение порядка последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы». Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы.
Планирование , как и любая деятельность основывается на определенных принципах:
- коллегиальность ( планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями);, последовательности, регулярности педагогических воздействий;
- взаимодействие разных видов детскойдеятельности;
- непрерывности;
- интегративности (ребенок видит мир целостно);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий..
Любое планирование деятельности служит разработкой действий по достижению определенной цели: образовательной, развивающей, воспитательной. Целепологание – важный этап планирования. Цели должны быть:
- четкими, конкретными, понятными;
- реальными, достижимыми, соотносимыми с действительными возможностями;
-
приемлемыми педагогами, родителями;
-гибкими.
Планирование реализуется на основе календарно-тематического планирования (перспективного) и циклограммы в утвержденной ДОУ форме.
Принципы календарно - тематического планирования:
-Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей;
-Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду):
-Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов;
-Учет местных и региональных особенностей климата;
-Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии;
-Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс);
-Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками);
-Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости;
-Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам);
-Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.);
Условия, способствующие успешному планированию:
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 - 4 раза) с небольшим интервалом.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали - каждый в отдельности.
Для полноценного планирования совместной и самостоятельной деятельности детей целесообразно разработать циклограмму. (УправлениеДОУ №3 – 2012г, стр.104; №6 – 2012г, стр.26)
Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования:
- Не все задачи образовательной программы проходят через планирование (формирование «искусствоведческих» знаний – знакомство с творчеством художников, писателей композиторов…)
- Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы;
- Цели и задачи ставятся не четко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из методической литературы.
- педагоги как правило планируют однообразные формы и метода работы, отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности: организованная, совместная деятельность по основным направлениям, самостоятельная (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).
В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы отражается в разных формах:
- образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьей по реализации ООП дошкольного образования.
Т.о. пПлан работы педагога позволяет:
- четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;
- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательно-образовательной работы;
- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности в целом.