Деловая игра
«Формирование профессиональной компетентности
педагога ДОУ по работе с семьей»
Цель: Продолжать формировать профессиональные навыки по организации взаимодействия с семьей, совершенствовать навыки эффективного использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями.«Формирование профессиональной компетентности
педагога ДОУ по работе с семьей»
Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе. И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется педагогической компетентностью.
1. Что такое педагогическая компетентность?
Педагогическая компетентность — способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.
Как правило, все поступки родителей укладываются между двумя противоположными уровнями педагогической компетенции.
Высокая степень компетентности родителей (активная позиция) характеризуется:
• осознанностью собственных педагогических целей и способах их реализации (знаю, чего хочу и как этого добиться)
• адекватными ожиданиями от собственных затрат и усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в этой конкретной ситуации)
• умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, которую он выбрал сам, а не том, где мне хочется)
• объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с ребенком)
• осознанность степени вмешательства в социальную ситуацию (мой ребенок не совсем такой, каким я его представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться)
Практика показывает, что уровень профессиональной компетентности наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.
С другой стороны, представить себе ситуацию, в которой большинство родителей займет активную позицию и начнет сознательно участвовать в образовательном процессе своих детей, тоже достаточно трудно. Воспитатели к этому тоже не готовы.
Поэтому необходимо так организовать работу с родителями, чтобы установить более тесные неформальные контакты между педагогами детского сада и родителями воспитанников. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей.
2.Педагогический тренинг: формы работы с родителями:
Задание: составить классификацию форм и методов работы с родителями: (заполнить таблицу).
Формы работы с родителями Методы активизации родителей
- Анкетирование, «мозговой штурм», консультации, посещение семьи, тематические выставки, тренинги, сообщения, выставки поделок, дни открытых дверей, тестирование, проблемные ситуации,, игровые приемы, родительские собрания, наглядная пропаганда, встреча со специалистами, беседа, игровое моделирование поведения, вопросы к родителям, литературные викторины, круглый стол, деловая игра, КВН, литературные викторины, кружки для родителей, библиотечка для родителей, презентация группы, выступления детей перед родителями, вечер вопросов и ответов, школы (молодых родителей, родителей будущих первоклассников…), папка-передвижка, индивидуальные беседы, использование технических средств, семинар-практикум.
3. Следующее задание распределить формы работы с родителями :
Традиционные Нетрадиционные
Родительские собрания; круглый стол; вечер вопросов и ответов; беседы; консультации; анкетирование; встречи по интересам; педагогическая гостиная; информационно- стендовый материал; телефон доверия; устные журналы; семинары; практикумы игры; походы; родительские вечеринки; 15-минутки; дискуссии; чайные паузы; тестирование; рефлексные листы; видеоопрос; выпуск собственной газеты; журнала; памятки; рекламки; выставки – презентации.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Воспитатель не должен забывать о том, что родительская поддержка в воспитании во многом определяется тем, как делается сообщение о событиях из жизни ребенка в саду.
4. Формы доведения сведений до родителей: (найти вторую половину сообщения: если…, то…)
- если воспитатель регулярно сообщает пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекает внимание к его поделкам, обращая внимание на их достоинства…
- то он приучает родителей следить за успехами своего ребенка, правильно реагировать на них;
- если воспитатель регулярно рассказывает родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивает информацию об их содержании и достижениях детей…
- то он помогает родителям быть внимательными к познавательному развитию своего ребенка;
- если воспитатель регулярно жалуется на плохое поведение ребенка… - то он провоцирует развитие в родителях менторского начала, мешает установлению доброжелательных родительско - детских отношений в семье;
- если воспитатель не упускает случая посвятить родителей в плохое поведение других детей группы…
- то он невольно становится соучастником приклеивания «черных ярлыков» и подвергает детей давлению общественного предвзятого мнения;
- если воспитатель в отношении с родителями ограничивается лишь минимумом административно-хозяйственных сообщений, спускаемых сверху,
-то он не может расположить родителя к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает сад родительской поддержки, у родителя складывается мнение, что он нужен только для поборов и черной работы;
- если воспитатель избегает каких–либо контактов с родителями, то он вызывает подозрение и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ДОУ;
Т.О. направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения.
Большинство педагогических коллективов четко осознают роль семейного воспитания. Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. Указанные причины являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.
5. Ситуации из журнала «Старший воспитатель» № 2 – 2010г., стр.41
Т.О. чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями. Грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле – воспитании и развитии детей.
(Предлагаю статью «Технология педагогического общения с родителями» из журнала «Старший воспитатель» №2 – 2010г., с.36)
6. «Мозговая атака» по программе "Детство”
1. Девиз программы "Детство” (чувствовать, познавать, творить
2. Назовите хотя бы одного из авторов программы. (Михайлова, Логинова, Бабаева, Курочкина,Кондратьева) 3. В каком городе находится университет, творческая группа педагогов которого создала программу "Детство”. (С-Петербург)
4.Назовите основное методическое пособие по программе "Детство”, по которому строится педагогический процесс в детском саду. (план-программа) 5. Чье имя носит университет, группа преподавателей которого создала программу? ( Герцен) 6. Как называется программа по экологическому воспитанию – составная часть программы "Детство”, автор Кондратьева Н.Н. ("МЫ”) 7. Одно из основных направлений работы по программе – эстетическое. Кто является автором большинства пособий по изодеятельности? (Курочкина) 8. Эпиграфом к программе выделены слова: "Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы
Детство – это значит дети!
Дети – это значит мы!”
Чьи это стихи? (Р.Рождественский)
6. Рефлексия
Использованная литература: Справочник старшего воспитателя №2 - 2010г.
Управление ДОУ №3 - 2004г.
Управление ДОУ №8 - 2006г.